317. Доклад Министерства здравоохранения Испании об этических аспектах ситуации пандемии SARS-CoV-2

Доклад Министерства здравоохранения об этических аспектах ситуации пандемии SARS-CoV-2

РЕЗЮМЕ ДОКЛАДА С ЗАКЛЮЧЕНИЯМИ И РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

Рабочая группа по подготовке доклада об этических аспектах ситуации пандемии, вызванной SARS-CoV-2, организованная при поддержке Министерства здравоохранения, считает, что данная пандемия, масштабы которой пока нельзя оценить, ввиду скорости и легкости ее распространения подвергает испытанию системы здравоохранения всех стран, а также вызывает многочисленные сложнейшие этические вопросы, на многие из которых нет четкого окончательного ответа. Кроме того, кажутся значимыми существующие трудности в поиске необходимых ресурсов — как материальных (инфраструктурных элементов и необходимых товаров медицинского назначения), так и человеческих.

Цель представляемого документа — предложить комплекс выводов и рекомендаций, которые могут помочь в принятии решений по проведению терапевтических мероприятий и лечению больных, зараженных COVID-19, в условиях пандемии с ее ограниченностью ресурсов.

Предполагается, что эти рекомендации будут поддерживаться и распространяться компетентными органами на их усмотрение. Учитывая, что критерии не являются незыблемыми, следует проверять уместность этих рекомендаций и возможность их пересмотра ввиду того, как будут развиваться события.

ЗАКЛЮЧЕНИЯ

1ª Пандемия вируса SARS-CoV-2 вызывает масштабный кризис в области здравоохранения, судя по количеству зараженных лиц, представляющих собой угрозу для остального населения, и по большому числу заболевших, которым требуется медицинский уход, зачастую — в условиях больницы и реанимации. Все это требует принятия беспрецедентных мер разного характера в отношении всего населения, в частности — в отношении заболевших.

2ª Мы находимся в условиях чрезвычайного положения, когда общие интересы здравоохранения и в целом общего блага могут вступать в противоречие с частными интересами и требовать ограничения индивидуальных прав в пользу первых, даже если эти ограничения в большей или меньшей степени затронут основные права и гражданские свободы, — если только это не подрывает основное содержание этих свобод, согласно заявлению нашего Конституционного суда. Защищать основные права и гражданские свободы каждого гражданина — обязанность prima facie, что может вступить в противоречие с обязанностью prima facie защищать те же самые права всех остальных граждан. Поэтому необходимо расставить приоритеты для конкретных ситуаций.

3ª При принятии мер следует руководствоваться, в числе прочих, принципами равенства, недискриминации, солидарности, справедливости, пропорциональности и транспарентности. В этом смысле и в свете изменений, происходящих по мере того, как будут развиваться события, также оказывается обязательной постоянная (пере)оценка руководящих принципов и принятых предписаний.

4ª Временная или длительная скудость ресурсов может потребовать выработки критериев для установления приоритетности в плане доступа к этим ресурсам. Эти критерии должны отвечать требованиям объективности, обобщенности, транспарентности, открытости и создания на основе всеобщего согласия. Учитываться должны также и индивидуальные особенности каждого человека, подвергшегося заражению.

5ª Неотложной задачей является разработка плана действий для этапов лечения и пост-изоляции, а также для постепенного возвращения к нормальному состоянию общества, каким оно было до пандемии SARS-CoV-2. При этом должны быть приняты необходимые меры для того, чтобы избежать появления второй волны заболевших.

6ª Вследствие объявления режима ЧС, правительству страны при посредстве Министерства здравоохранения и при полной демократической легитимности следует взять на себя политическую ответственность в вопросе выработки подходов, руководящих принципов, рекомендаций и решений — объединяющих и конструктивных, а также успокаивающих, предназначенных для медицинского персонала (заболевшего и здорового), для больных и, в целом, для всего общества.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1ª Установление приоритета общих интересов над частными в ситуации пандемии, могущее повлечь за собой ограничение или приостановку действия основных прав различного рода, не должно нарушать основного содержания этих прав, будучи подчинено принципам равенства, недискриминации, солидарности, справедливости и пропорциональности.

2ª На основании конституционного права на охрану здоровья (статья 43 Конституции Испании), должны быть гарантированы: доступ к проведению диагностики, прежде всего для лиц с подозрением на инфекцию, а также, при наличии достаточного оборудования, принудительное проведение анализов для лиц, также возможно зараженных. Последнее должно проводиться в высших интересах общественного здравоохранения.

3ª Моральный долгом является снабжение практикующих врачей ясными и простыми руководящими принципами. В то же время, это не должно обернуться ловушкой для тех, кто должен будет принимать решения, чтобы не предлагались и не принимались решения безосновательно автоматические, рутинные и обезличенные.

4ª Эти руководящие принципы должны отвечать требованиям объективности, обобщенности, транспарентности и открытости. Но, в то же время, следует уметь сочетать основную направленность этих требований с тщательным анализом текущей ситуации и обстоятельств, которые возникают в каждом конкретном случае заболевания. В рамках общего следования этим требованиям необходимо также оценивать индивидуальность, уникальность каждого пациента.

5ª Общими критериями, не вдаваясь в техническо-клинические прогнозы для них, мы считаем следующие:

1º Отсутствие дискриминации по любому из признаков, не связанных с клиническим состоянием пациента и объективными прогнозами его выживаемости, основанными на доказательствах.

2º Принцип максимальной эффективности в плане сохранения человеческих жизней, совместимый с продолжительным, индивидуально подобранным уходом за больными.

3º Степень тяжести заболевания пациента, указывающая на необходимость применения интенсивной терапии (лечение в отделении интенсивной терапии и доступ к искусственной вентиляции).

4º Объективные перспективы выздоровления пациента в короткие сроки, с учетом наличия/отсутствия серьезных сопутствующих патологий, которые могли бы указывать на вероятность летального исхода (неизлечимо больные люди, люди в необратимо коматозном состоянии и т.д.), даже при условии, что может быть предусмотрен и дополнительный больничный уход.

5º Временный указ о вступлении в контакт с системой здравоохранения, в данном случае — с даты поступления больного в центр. Смысл этой меры заключается в обозначении отправной точки наблюдения пациентов, за которых система здравоохранения будет нести ответственность. Однако этот принцип не должен превалировать над предыдущими, поскольку согласно нему предпочтение может оказываться более легким пациентам, учитывая серьезность их положения, или пациентам, лишенным благоприятного прогноза относительно их выздоровления.

6ª К критериям приоритетности следует прибегать исключительно в тех случаях, когда исчерпаны все существующие возможности для обеспечения необходимыми средствами оказания помощи и когда требуется оптимизировать использование средств, имеющихся в наличии.

7ª Только команда врачей, ответственная за данного пациента, может брать на себя полномочия по принятию того или иного решения. Третье лицо не имеет права навязывать ей свои указания, за исключением случаев, когда оно также вовлечено в уход за данным пациентом. Рекомендуется запрашивать или получать руководящие указания от, например, комитета по этике той же больницы, если врачи располагают достаточным для этого временем, либо от других практикующих специалистов, обладающих бóльшими опытом и умениями, ad hoc действующих в качестве такового комитета.

8ª Несмотря на необходимые тяжелобольным пациентам с SARS-CoV-2 внимание и участие, не следует забывать об обязанности врачей наблюдать других пациентов с заболеваниями аналогичной степени тяжести, но не вирусного происхождения.

9ª Государственные власти обязаны максимально обеспечить плановость распределения средств для оказания помощи, чтобы исключить ситуацию неоказания помощи пациентам по причине нехватки этих средств в медицинских центрах — при наличии незадействованных жизненно необходимых устройств в других центрах. Согласно принципам общеорганизационной солидарности и справедливости, необходимо гарантировать оптимальное планирование распределения данных средств на местном и государственном уровнях, а также на уровне автономных областей.

10ª Следует особо подчеркнуть полнейший запрет на использование подходов, основанных на дискриминации по любому из признаков с целью оказания в данных условиях предпочтения тем или иным пациентам. В этом отношении отказ в доступе к определенным средствам ухода или определенным способам лечения, например, исключительно на основании преклонного возраста пациента является дискриминацией и противоречит самим основам правопорядка нашего государства (статья 14 Конституции Испании). В этом отношении, в условиях крайнего дефицита средств ухода, пациенты преклонного возраста подлежат лечению на тех же условиях, что и остальное население. То есть, лечение проводится в соответствии с медицинскими показаниями в каждом конкретном случае. Согласиться с таковой дискриминацией значило бы ценить определенные человеческие жизни менее, чем другие, из-за жизненного этапа, на котором находятся эти люди, что противоречит нашему верховенству права, в частности — признанию равного неотъемлемого достоинства всех людей на основании их человеческой природы.

Подобная аргументация применима с целью запрета любой иной формы дискриминации, по таким признакам, как инвалидность в любом из ее проявлений, или дискриминация, которой могут подвергаться определенные группы несовершеннолетних.

11ª Гражданские службы должны стараться решить жилищные проблемы медицинских работников на протяжение пандемии, чтобы в этом отношении удовлетворить потребности как специалистов, исключительно по причине пандемии переведенных в другие медицинские центры, так и тех врачей, которые живут вместе с людьми, находящимися в группе риска, и поэтому предпочли бы этот вариант, во избежание опасности заразить своих близких.

12ª Необходимо обеспечить сертифицированными средствами индивидуальной защиты все профессиональные группы, находящиеся на передовом рубеже борьбы с пандемией SARS-CoV-2 (персонал медицинских центров, сотрудники полиции, военнослужащие и т.д.).

13ª Руководителям медицинских служб следует спланировать трудовую деятельность медицинского персонала в настоящем контексте пандемии SARS-CoV-2 таким образом, чтобы, одновременно с оказанием возможно более полного ухода за пациентами, медицинским сотрудникам предоставлялась возможность получать физический отдых в необходимом объеме для обеспечения непрерывности мероприятий по уходу.

14ª В сложившейся ситуации медицинскому персоналу должна быть обеспечена соответствующая психологическая помощь для избежания или минимизации последствий для их психического здоровья, к которым может привести краткосрочная и среднесрочная ситуация рабочего стресса, подобная нынешней (burn out).

15ª По мере возрастания потребностей в уходе и возникновения естественной убыли врачей (вызванных, главным образом, воздействием пандемии SARS-CoV-2 на сам медицинский персонал), следует проводить политику вовлечения медицинских специалистов среди ушедших на пенсию, постоянно проживающих, безработных, ожидающих признания своих дипломов не-граждан ЕС и т.д. В частности, следует с крайней осторожностью рассматривать возможность вовлечения людей пенсионного возраста, во избежание риска заражения тех, кто по возрастному признаку может входить в группу риска.

В любом случае, процесс вовлечения новых специалистов потребует предварительного тщательного планирования имеющихся кадровых ресурсов в больницах или медицинских центрах, а также краткосрочных прогнозов в отношении увеличения числа медицинских работников.

Следует обеспечить необходимый уровень подготовки всего персонала к проведению необходимых медицинских процедур, для чего во многих случаях потребуется некоторое предварительное обучение.

1. ВВЕДЕНИЕ

Чрезвычайные ситуации, возникшие по причине пандемиии, вызванной вирусом SARS-CoV-2 (коронавирус), создают разнообразные и порой крайне серьезные проблемы индивидуального и коллективного характера, затрагивающие все общество. Это, среди многих других, такие проблемы, как медицинские (здоровье и жизнь отдельных людей против общественного здоровья), трудовые, экономические, финансовые, проблемы передвижения — и вытекающие из них.

Мы исходим из того, что этику невозможно оставить в стороне во время этой катастрофы в области здравоохранения, какую представляет собой пандемия SARS-CoV-2. Наоборот, во время кризиса даже более важно сформулировать руководящие этические принципы для применения их в чрезвычайных обстоятельствах и не допустить, чтобы те, кто ответственен за принятие решений в сложных стрессовых ситуациях, пренебрегали профессиональными стандартами. Вместе с тем, в этой ситуации конфликта частных и общественных интересов следует допустить введение ограничений основных прав и гражданских свобод, но только при условии соблюдения принципа пропорциональности и без ущерба для основного содержания этих прав, как подчеркнул Конституционный Суд.

Кроме того, мы исходим из убеждения, что не следует оставлять в руках отдельных лиц, или коллективов, или профессиональных либо научных сообществ урегулирование проблемных ситуаций и даже конфликтных ситуаций крайней степени тяжести, возникающих вокруг пандемий, — в частности, тех ситуаций, которые возникли в связи с пандемией SARS-CoV-2. Наоборот, предполагается, что все общество посредством междисциплинарного анализа обязано корректировать и дополнять перспективы развития отдельных отраслей, учитывая при этом и их официальные заявления. В связи с этим мы ознакомились с различными докладами и точками зрения, появившимися в нашей стране. Среди прочих, это мнения Испанского общества интенсивной терапии (SEMICYUC), Комитета по профессиональной этике Коллегиальной медицинской организации, Комитета по биоэтике Испании, а также других международных или европейских консультативных органов, зарубежных или международных научных сообществ.

В нашем случае, в ситуации режима ЧС, правительству страны при посредстве Министерства здравоохранения и при полной демократической легитимности следует взять на себя политическую ответственность в вопросе выработки, по мере необходимости, подходов, рекомендаций и решений — объединяющих и конструктивных, а также успокаивающих, предназначенных для медицинского персонала (заболевшего и здорового), для больных и, в целом, для всего общества.

В данном докладе мы рассматриваем проблемы, возникшие в сфере здравоохранения, то есть, связанные с вопросами здоровья, в частности в области мер по профилактике и больничному уходу. Также мы изучаем вопрос о том, как обеспечить сохранение основных прав граждан (особое внимание уделяется находящимся в группах риска), принимая во внимание вопросы правосудия и обязанность сохранения и распределения ресурсов.

2. Тестирование на инфицирование вирусом: права и обязанности

Что касается доступа к диагностическим тестам на инфицирование вирусом, то мы сталкиваемся с тем, что количество таких тестов на данный момент является недостаточным.

Эта ситуация затрагивает медиков, работающих с такими пациентами, других специалистов и сотрудников, которым также приходится взаимодействовать с ними (представители государственных, региональных и местных подразделений полиции и военнослужащие) или с лицами повышенного риска (персонал домов и центров по уходу за престарелыми и людьми, которые нуждаются в постоянном уходе, центров для несовершеннолетних, пенитенциарных учреждений и т. п.) и с лицами, которые могли находиться в тесном контакте с людьми, у которых выявлены антитела к вирусу (инфицированными). Сложно установить приоритет среди этих групп, если нет достаточного количества тестов, но порядок, в котором эти группы перечислены выше, можно использовать для установления очередности, а остальные граждане, которые хотят пройти тестирование, получат такую возможность в последнюю очередь.

Позднее, когда будет в наличии необходимое количество тестов, право гражданина на охрану здоровья может трансформироваться в обязанность, вытекающую из главенства общих интересов охраны общественного здоровья, всегда с соблюдением принципа соразмерности.

В случае положительного результата тестирования (и его подтверждения при наличии сомнений), следует находиться в изоляции дома, в лечебном учреждении или в другом учреждении с ограниченным доступом, в зависимости от обстоятельств.

3. Приоритеты в приеме и лечении пациентов и возможных носителей инфекции

Так называемая обязанность по оказанию медицинской помощи, возложенная на специалистов системы здравоохранения, является следствием конституционного (не фундаментального) права на охрану здоровья (статья 43 Конституции Испании), присущего всем гражданам Испании и иностранным гражданам, проживающим на территории нашей страны (ст. 1.2 Закона № 14/1986 от 25 апреля «Общие принципы здравоохранения»). Однако, учитывая имеющуюся сейчас огромную потребность и нехватку ресурсов для ее покрытия, хотя и временную, мы вынуждены сократить фактическое пользование этим правом и определить приоритет для лиц, потенциально наиболее подверженных инфицированию или уже инфицированных.

Действительно, в чрезвычайной для общественного здравоохранения ситуации многим пациентам могут потребоваться аппараты для искусственной вентиляции легких, но в случае бедствия масштабов пандемии, такого как SARS-CoV-2, их количество может оказаться недостаточным для удовлетворения имеющихся потребностей, даже с учетом организации специализированных медицинских центров. И даже если необходимое оборудование будет в наличии, может ощущаться недостаток в квалифицированном персонале для его использования и, таким образом, не будет возможности обслуживать самых тяжелых пациентов.

Следовательно, если быстрое распространение заболевания превышает возможности оказания медицинских услуг в условиях стационара (или наличие лекарств и других медицинских изделий), если ощущается нехватка ресурсов для обслуживания всего пострадавшего населения, то следует установить ряд приоритетов.

4. Критерии приема пациентов с тяжелыми симптомами в отделения интенсивной терапии и применения искусственной вентиляции легких

Медики, непосредственно задействованные в лечении этих пациентов, сталкиваются с конфликтами, которые осложняют и без того напряженную ситуацию, возникающую из-за перегрузок от работы с чрезвычайно тяжелыми случаями и нехватки жизненно важных ресурсов. При таких обстоятельствах конфликт интересов возникает в первую очередь не между общественным здравоохранением и основополагающими правами, а между здоровьем и даже жизнью отдельных пациентов, каждый из которых нуждается в лечении, от которого зависит его жизнь. Именно такой конфликт или противоречие (обязанность помогать пациентам, не имея возможности обслужить всех) возникает, в основном, в одном и том же учреждении или в ряде подобных учреждениях.

Следовательно, не нужно взваливать на их плечи еще и определение критериев принятия решений, которые могут привести к отсрочке или ограничению использования жизненно важных методов лечения для некоторых пациентов, если на момент принятия такого решения неблагоприятный прогноз для таких пациентов будет предсказуемым. Тут снова возникает противоречие между пользой (обеспечение максимальных преимуществ для пациентов, которых можно вылечить и спасти, по сравнению с теми, кому отказали) и гуманизмом (каждый тяжело больной человек заслуживает того, чтобы получить соответствующее жизненно необходимое лечение). Поэтому предоставление четких и простых критериев, которые в то же время не станут ловушкой для лиц, принимающих решения, позволяющей им предлагать или принимать неправильные автоматические (даже, возможно, просто арифметические), рутинные и обезличенные решения, является требованием морали.

Эти руководящие принципы должны соответствовать объективным, поддающимся обобщению, прозрачным, публичным и согласованным критериям. Но в то же время необходимо сочетать общие положения таких критериев с тщательным анализом ситуации и обстоятельств каждого пациента, оценивая в пределах этих общих руководящих принципов уникальность и индивидуальность каждого человека.

Общими применимыми критериями мы считаем следующие:

1. Недопустимость ограничений по любым причинам, не связанным с патологией пациента и объективными ожиданиями выживаемости.

2. Принцип максимальной пользы для сохранения человеческих жизней, который должен сочетаться с продолжением начатого лечения, рекомендованного индивидуально каждому пациенту.

3. Тяжесть течения болезни пациента, приводящая к необходимости интенсивной терапии (лечение в отделениях интенсивной терапии с доступом к аппаратам искусственной вентиляции легких, а при отсутствии такого отделения доступ к аппаратам должен быть обеспечен в любом случае).

4. Объективные ожидания возврата пациента в краткосрочной перспективе к тому состоянию здоровья, которое у него было до этой болезни, с учетом наличия или отсутствия серьезных сопутствующих патологий, которые имеют неблагоприятный прогноз (неизлечимо больные пациенты с прогнозом необратимости, состояние необратимой комы и т.д.), даже если для этого может потребоваться дополнительное лечение.

5. Время обращения в учреждение здравоохранения, то есть, дата госпитализации, для объективной оценки отправной точки пациентов, за которых отвечает система. Тем не менее, этот критерий никогда не должен иметь приоритет над предыдущими, так как он может создать преимущества для пациентов, требующих менее срочного лечения, исходя из тяжести их ситуации, или для пациентов, не имеющих благоприятного прогноза на выздоровление.

При этом мы считаем, что будет справедливым прибегнуть к критериям приема пациентов с тяжелыми симптомами в отделения интенсивной терапии и применения искусственной вентиляции легких (что на практике означает отказ определенным лицам в процедурах, которые им необходимы) только после исчерпания всех возможностей распоряжаться необходимыми медицинскими ресурсами и оптимизации использования имеющихся ресурсов. В связи с этим следует подчеркнуть, что существуют альтернативы инвазивной искусственной вентиляции легких, которые можно применять в отделениях интенсивной терапии даже в тех случаях, когда она не показана (например, подача кислорода через назальные канюли, положение лежа на животе, вспомогательные лекарственные препараты и т. д.)

Государственные органы обязаны максимально обеспечить планирование ресурсов здравоохранения (включая жизненно важное лечение, необходимость госпитализации для лечения и выздоровления, а также внебольничные ресурсы, например те, которые расположены в центрах первичной медицинской помощи, где также могут возникать ситуации, когда невозможно обслужить всех пациентов из-за отсутствия планирования). Недопустимо, чтобы возникали ситуации отказа в обслуживании пациентов из-за нехватки определенных ресурсов в некоторых медицинских центрах, в то время как в других центрах имеются необходимые устройства, но они не используются. Следует обеспечить оптимизацию планирования этих ресурсов здравоохранения на местном, региональном и государственном уровнях, так как здесь важным является также взаимодействие между различными учреждениями.

В таких серьезных ситуациях, как нынешняя пандемия, важно не забывать, что сам процесс оказывает существенное эмоциональное воздействие, которое, вероятно, проявится не сразу, а через какое-то время. С этической точки зрения, медики должны принимать это во внимание на протяжении всего процесса, предоставляя пациенту необходимую и точную информацию без эмоциональной нагрузки, не преуменьшая и не преувеличивая тяжесть его состояния.

Когда речь идет о принятии решения об исключении пациента из интенсивного лечения, включая искусственную вентиляцию легких, нет четкого общего мнения относительно того, должно ли это решение приниматься только лечащим врачом или врачами, или оно должно быть коллегиальным, приниматься специально созданной для этой цели комиссией. Также рассматривается участие действующих в больницах комиссий по медицинской этике в принятии таких решений или в предоставлении рекомендаций о том, как действовать в каждом конкретном случае.

Последствия такого решения лягут на медицинскую бригаду, ответственную за пациента, поэтому посторонние лица не могут навязывать свои критерии, если они не участвуют в лечении этого пациента. Рекомендуется запросить или получить рекомендации, например, от комиссии по медицинской этике данной больницы, если позволяет время, или от других врачей с большим опытом и высокой квалификацией, в том числе создав для этого специальную комиссию.

Наконец, мы хотели бы подчеркнуть, что, уделяя внимание и силы лечению тяжелобольных пациентов с SARS-CoV-2, нельзя забывать о необходимости лечить пациентов с другими заболеваниями аналогичной степени тяжести, что добавляет еще один элемент в этот конфликт. В подобных случаях пациенты с инфекционными заболеваниями часто отделены от других пациентов, которые нуждаются в интенсивной терапии.

5. Решение о применении интенсивной терапии для особо уязвимых пациентов

В рамках обсуждения критериев распределения ограниченных ресурсов здравоохранения при чрезвычайной эпидемической ситуации, как в средствах массовой информации, так и в научных документах и дискуссиях рассматривается такой критерий, как возраст пациента, чтобы ограничивать доступ определенных групп населения к некоторым ресурсам в экстремальных ситуациях, когда ресурсов явно не хватает. Это особенно актуально в контексте пандемии SARS-CoV-2 из-за нехватки в отделениях интенсивной терапии коек (и аппаратов искусственной вентиляции легких), чтобы покрыть все потребности населения.

Следует подчеркнуть абсолютный запрет на использование критериев, основанных на любых формах дискриминации, для определения очередности лечения пациентов в таких условиях. Ограничение доступа пациентов к определенным медицинским ресурсам или к определенным методам лечения (например, ограничения для лиц в возрасте старше 80 лет), являясь дискриминационным, противоречит самим основам нашего конституционного строя (ст. 14 ​​Конституции Испании). Поэтому в случае крайней нехватки ресурсов здравоохранения пожилые пациенты должны получать лечение на тех же условиях, что и остальная часть населения, то есть, в соответствии с клиническими критериями для каждого конкретного случая. Это означает, что в том случае, если нехватка основных средств может препятствовать удовлетворению потребностей всего населения, указанные выше критерии приема пациентов с тяжелыми симптомами в отделения интенсивной терапии и применения искусственной вентиляции легких будут применяться к этой группе населения точно также, как и к любому другому гражданину. Следовательно, абсолютно неприемлемо заранее исключать доступ к таким средствам любого человека старше определенного возраста.

Дискриминация, подобная той, о которой было сказано выше, означает более низкую оценку некоторых человеческих жизней в критически тяжелой ситуации, исходя из возраста, что противоречит основам нашего конституционного строя, в частности, признанию человеческого достоинства, присущего каждому человеку.

Следует исходить из тех же принципов, чтобы запретить любую другую дискриминацию в связи с доступом к ограниченным ресурсам здравоохранения из-за пандемии по таким причинам, как инвалидность в любом из ее проявлений. Кроме того, особое внимание следует уделить тому, чтобы в этом контексте не было никакой дискриминации в отношении групп наиболее уязвимых несовершеннолетних граждан (несовершеннолетних без родительской опеки, несовершеннолетних иностранных граждан без сопровождения и т.д.) Что касается несовершеннолетних, то следует также подчеркнуть влияние ограничения свободы при чрезвычайном положении на их физическое и психическое здоровье в среднесрочной перспективе.

6. Наличие и привлечение медицинского персонала

В описанных выше условиях максимальной нагрузки на систему здравоохранения во многих больницах страны вследствие пандемии SARS-CoV-2, а также в связи со значительным процентом инфицированных медработников, которые должны быть отстранены от работы на определенное время, следует задуматься о необходимости привлечения дополнительного медицинского персонала.

Насколько это возможно, такая процедура, несмотря на ее исключительный характер в условиях максимальной срочности и необходимости, должна сочетаться с максимальными гарантиями относительно квалификации персонала, привлекаемого в этих условиях для выполнения соответствующих задач.

С этой точки зрения такие документы, как План действий в чрезвычайной ситуации для отделений интенсивной терапии в связи с пандемией COVID-19, предусматривают необходимые меры для оптимизации трудовых ресурсов и обеспечения максимального соответствия специалистов, привлекаемых к работе, как новым потребностям в обслуживании пациентов, так и потерям персонала в связи с инфицированием. В частности, предусматривается составление реестра резервных специалистов в области интенсивной терапии (в него могут быть включены специалисты, ищущие работу, недавно вышедшие на пенсию, выполняющие другую работу, ожидающие подтверждения квалификации и т.д.), составление в каждой больнице реестра резервных специалистов или интернов других специальностей, которые могут оказывать помощь менее тяжелым пациентам, и т.д. Подобная подготовка к возможному привлечению новых специалистов должна выполняться и в отношении сестринского и вспомогательного персонала. Такая подготовка также должна быть выполнена на уровне автономной области и общегосударственной системы здравоохранения.

Один из вариантов, который неоднократно предлагался, состоит в привлечении медработников, вышедших на пенсию, для решения проблемы нехватки медицинского персонала, которая может возникнуть во время пандемии SARS-CoV-2. В отношении этого варианта, который может быть приемлемым с точки зрения квалификации и эффективности вышедших на пенсию специалистов, следует возразить, что имеющиеся исследования свидетельствуют о повышенном риске инфицирования SARS-CoV-2 (а также летального исхода) для людей пожилого возраста. Поэтому не рекомендуется поручать таким вышедшим на пенсию специалистам задачи по уходу за больными на переднем крае, так как это связано с высоким риском заражения. Они могут выполнять другие задачи, помогая таким образом высвободить ресурсы на других участках.

Кроме того, необходимо обеспечить, чтобы персонал, привлеченный специально в связи с пандемией SARS-CoV-2, имел надлежащую подготовку для выполнения соответствующих профессиональных задач.

Наконец, важно обеспечить надлежащее планирование на территориальном уровне процессов привлечения медицинских работников, исходя из принципа равномерного распределения людских ресурсов в соответствии с потребностями каждой территории. Качественная медицинская помощь должна быть гарантирована на всей территории страны.

Мы не можем завершить эти размышления и рекомендации, не признав, что пандемия, которую мы сейчас переживаем, способствует упрочению таких ценностей, важных для испанского народа, как солидарность, альтруизм, сочувствие и ответственность, воплощенных в специалистах, стоящих на страже нашего здоровья, нашей безопасности и обеспечивающих всех граждан основными товарами и услугами, ценностей, подкрепляемых самодисциплиной каждого гражданина.

Мадрид, 2 апреля 2020 г.

НАУЧНАЯ КООРДИНАЦИЯ

Карлос Ромео Касабона

РЕДАКТОРЫ

Карлос Ромео Касабона и Асиер Урруэла Мора

РЕЦЕНЗЕНТЫ

Адела Кортина Ортс, Элена Эспиноса Домингес, Хуан Хосе Родригес Сендин, Хосе Луис Педрейра, Леонор Руис Сисилия, Луис Кабре Перикас, Иоланда Агра Варела

ВЕДОМСТВЕННАЯ КООРДИНАЦИЯ

Фаустино Бланко Гонсалес, Пилар Апарисио Аскаррага, Иоланда Агра Варела

Перевели Джамиля Джумабаева, Ждите Солнца, Мила Тавровская

03.04.2020 Испания https://www.mscbs.gob.es/profesionales/NFORME_PANDEMIA-FINAL-MAQUETADO.pdf

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *